Так, системы ИИ могут автоматизировано проверять тесты и задания, экономя время учителей. Автоматическая проверка может обеспечивать немедленную обратную связь для учеников, что способствует более быстрому усвоению материала. Кроме того, ИИ может выявлять распространённые ошибки и пробелы в знаниях на уровне класса. Примеры платформ: ZipGrande, Chat GPT и др.
В рамках доклада был освещён ряд инструментов, которые позволят эффективно использовать ИИ для генерации картинок и визуальных материалов (Шедеврум, Kandinsky, Stable Diffusion, Midjourney и др.). Языковые модели могут быстро генерировать задания, тесты и вопросы для экзаменов по различным предметам, учитывая уровень сложности и возраст учащихся. Учителя могут использовать ИИ для получения простых объяснений сложных концепций и примеров из реальной жизни, что помогает учащимся лучше понять материал. Примеры языковых моделей: GigaChat, ChatGPT, Brisk Teaching и др.
Создание изображений для школьных заданий с использованием искусственного интеллекта стало доступнее благодаря развитию различных технологий и платформ.
Несмотря на уже достигнутые результаты, ИИ все еще находится на начальных стадиях развития. Но даже этого уровня достаточно для того, чтобы учителя и ученики могли извлекать невероятную для себя пользу. Специалисты прогнозируют, что применение технологий искусственного интеллекта и машинного обучения в ближайшем будущем станет ключевым фактором эволюции всей образовательной системы.
Применение технологий ИИ и машинного обучения позволяет создавать эффективные учебные программы для каждого отдельного ученика с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей. Искусственный интеллект может адаптироваться к уровню знаний учащегося, его скорости обучения и желаемым целям. Программа учитывает сильные и слабые стороны конкретного ученика, помогая ему восполнять пробелы в знаниях и осваивать необходимые навыки. Именно поэтому адаптивное обучение становится все более популярным. Специальные алгоритмы формируют из общей базы материалов персонализированный трек.
Кроме того, инструменты ИИ позволяют сэкономить в тех случаях, когда школьнику, например, требуются дополнительные занятия, чтобы подтянуть знания по предмету из-за пропусков или непонимания какой-то темы. Так, уже существуют приложения-репетиторы, которые даже изучение математики могут превратить в увлекательную игру.
ИИ-системы видеоаналитики помогают не только распознавать реакцию школьников на определенные темы или задания, определять, почему ученики теряют интерес к предмету, но и оценивать их физическое и психологическое здоровье, даже замечать агрессию в движениях.
Искусственный интеллект открывает новые горизонты для школьного образования, делая его более персонализированным, интерактивным и эффективным. В будущем ИИ будет играть всё более важную роль в образовательной системе, помогая подготовить учащихся к успешной жизни в мире инновационных технологий.
Основные тезисы доклада Страту Варвары Константиновны "Современные приемы работы с текстом учебника истории и обществознания. Кластеры"
Очевидно, что основные приемы работы с текстом, практикующиеся в современной школе, не направлены на формирование умений, составляющих суть критического мышления. Наряду с традиционными приемами прочтения и логической обработки текста, необходимо ознакомить учащихся с иными способами работы с источниками. Например, с приемом представления информации в кластерах.
Cluster (англ.) – кисть, пучок, гроздь; а также скопление, концентрация. В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала. На первый взгляд может показаться, что под новым иностранным словом может скрываться уже хорошо знакомые нам приемы составления логических схем или опорных конспектов по тексту учебника. Однако это не так.
Давайте вспомним, как мы составляем на уроках опорный конспект. Ученик и учитель совершает следующие операции:
1. читает текст, предназначенный для обработки на уроке;
2. при чтении этого текста помечает или выделяет узловые положения, факты, события и т.д., требующие особого внимания;
3. разрабатывает или подбирает уже готовые условные обозначения к каждому важному положению текста;
4. наносит эти обозначения карандашом на лист чистой бумаги, используя тушь или высококачественные фломастеры;
В принципе возможны и другие методы изготовления опорных конспектов, но они не меняю их сущности – сжато словесно-графически представить необходимую информацию, служить ориентиром, опорой для приобретения и усвоения учащимися определенных знаний.
Теперь посмотрим, как готовится кластер.
Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы.Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.
При подготовке кластера работа с учебником развивается по такому плану:
При подготовке первого кластера ученик,
1) прочитал текст учебника,
2) по-своему переосмыслил содержание параграфа,
3) выделил смысловые единицы учебной информации, причем не повторил предложенные в учебнике разбивки на подпункты,
4) в информационные блоки внес сведения из дополнительного текста,
5) стрелками обозначил связи между «веточками», относящихся к разным «гроздям».
Таким образом, если опорный конспект ориентирован на максимально полное графическое отображение информации, не нарушающие логику авторов учебника, то кластер позволяет ученикам проявить индивидуальные особенности в восприятии и осмыслении учебной информации, отделить в ней главное от второстепенного, изменить логику представления проблемы, подвести ребенка к собственному выводу, вытекающему из собственной «раскладки» исторического сюжета.
Некоторые методические рекомендации по работе с кластерами
Советы по работе с «гроздьями»:
1. Оцените текст, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?
2. Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить эти смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова или фразы.
3. Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.
4. Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.
5. Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту «веточку» ярче.
В младших и средних классах работа над кластером является одним из компонентов комбинированного урока и частью домашнего задания. В начале следующего занятия школьники в парах знакомятся с работами друг друга, по очереди озвучиваю отдельные «гроздья», отвечают на уточняющие вопросы одноклассника-эксперта. В результате каждый ученик может продемонстрировать не только знания новой темы, но и умения:
1) ясно и доходчиво объяснять новый материал;
2) представлять его под иным, чем в учебнике, углом зрения;
3) сформулировать собственные выводы и оценочные суждения;
4) вести диалог;
5) слушать другого;
6) корректно обсуждать спорные идеи;
7) уважительно относиться к иной точке зрения.
Все эти умения составляют основу критического мышления и носят методологический характер.