1. Родительский лекторий, «родительские университеты» — формы, способствующие повышению педагогической культуры родителей, их психолого - педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей. Подобная форма может проводиться как в рамках всей школы, так и в рамках класса.
2. Презентации семейного опыта — формы, способствующие использованию позитивного опыта благополучных семей. Например, на темы: «Наши семейные традиции», «Наше свободное время» и т.д.
3. Вечера вопросов и ответов — проводятся после проведения диагностики родительских проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. На подобные вечера приглашаются специалисты (психологи, медики, логопед и др.), родители с учетом возрастных особенностей детей. Такие встречи помогают родителям осознать ту меру ответственности, которая ложится на плечи по мере взросления их ребенка.
4. Педагогические практикумы, семинары — направлены на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказание помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию. Для того чтобы данная форма принесла результат, требуется серьезная подготовка, так как этому должна предшествовать большая диагностическая, подготовительная работа как самого классного руководителя, так и родителей.
5. «Круглый стол», педагогический треугольник, родительский ринг — подобные формы дают возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в самом классном коллективе, в школе, в семье. На одни и те же вопросы одновременно отвечают две семьи, либо родители и дети, либо педагоги, родители и учащиеся. Затем изучаются и анализируются различные точки зрения. Данные формы играют огромную роль в просвещении родителей, так как предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.
6. Проигрывание педагогических ситуаций — дает большую возможность для размышления, активизации родителей и принятия совместных решений. Подобные формы предполагают тщательную предварительную подготовку классного руководителя, которая включает в себя:
— изучение проблемного поля воспитательных затруднений и педагогических запросов родителей. На основании этих проблем готовятся ситуации для обсуждения;
— консультирование со специалистами (психологами, социальным педагогом и т.д.) с целью подбора ситуации для обсуждения;
7. Совместные познавательно-развлекательные игры, спортивные турниры, городские квесты вместе с детьми — форма работы, которая прекрасно сплачивает родителей и детей, дает возможность родителям увидеть своих детей «с другой стороны», их возможности и таланты, достижения в школьной жизни.
8. «Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис семи лет. Учитель дает понятия – кризиса семи лет, совместно с родителями он анализирует, как остро протекает этот период у детей. Педагог предлагает поделиться родителям, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, ( т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд «Копилка родительского опыта».
9. Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении проблем, которые часто носят конфиденциальный характер, требующих безотлагательного решения.
Во время консультации ни в коем случае не следует сравнивать родителей и детей друг с другом, проводить ее необходимо в доброжелательной атмосфере.
Все формы работы классного руководителя с родителями учащихся направлены на то, чтобы помочь родителям правильно выстроить свои взаимоотношения с детьми. Подобный подход способствует полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации родителей.
Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями учащихся поможет классному руководителю стать помощником и хорошим советчиком для родителей, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия, помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребёнка.
Затем Булдакова Анна Сергеевна, классный руководитель 3 класса, познакомила собравшихся с Программой воспитания для начальной школы на 2024-2025 учебный год, озвучила основные памятные даты календарного плана воспитательной работы на следующий год.