НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ 05.03.2024

Отчёт предоставила бессменный организатор общешкольных научно-методических конференций НГШ

заместитель директора по научно-методической работе Ильясова Анастасия Борисовна.

Тема методической работы школы:

«Совершенствование качества образования, обновление содержания и

педагогических технологий в условиях работы по ФГОС и ФОП»

(на 2021 – 2024 годы)

Цели: повышение качества образования через непрерывное развитие учительского потенциала, повышение уровня профессионального мастерства и профессиональной компетентности педагогов для успешной реализации обновленных ФГОС и воспитания личности, подготовленной к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, освоение педагогами инновационных технологий обучения.

Задачи:

  1. Обеспечение методического сопровождения обновленных образовательных стандартов.
  2. Непрерывное совершенствование качества образовательной деятельности и ее результативности, уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в области определенной науки и методике ее преподавания.
  3. Совершенствование анализа и критериев оценки деятельности педагогического коллектива.
  4. Активное включение педагогов и обучающихся в творческий процесс, внедрение педагогических, в том числе информационных, технологий на уроках.
  5. Развитие современного стиля педагогического мышления, формирование готовности к самообразованию.
  6. Совершенствование системы мониторинга и диагностики успешности образовательной деятельности, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов (НСУР – Национальная система учительского роста).
  7. Развитие обучающихся с учетом их возрастных, физиологических, психологических и интеллектуальных особенностей.
  8. Усиление работы педагогического коллектива по сохранению и укреплению здоровья детей для создания основы реализации интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.
  9. Организация методического сопровождения самообразования и саморазвития педагогов через повышение квалификации, обобщение педагогического опыта работы, педагогические публикации.
  10. Совершенствование системы целенаправленной работы с разными категориями обучающихся.
  11. Разработка учебных материалов, методических рекомендаций, соответствующих запросам педагогов.

Система внутренних методических семинаров школы

и общешкольные научно-практические конференции

Для реализации программы НГШ большое значение имеют постоянно действующие методические семинары и научно-практические конференции, обеспечивающие обмен опытом и подготовку преподавателей в соответствии с концепцией НГШ. Понять и ясно сформулировать собственные цели в рамках каждой возникающей учебной или воспитательной ситуации, оценить собственные действия с точки зрения достижения этих целей, увидеть себя – действующего – глазами другого и скорректировать свои действия – всему этому учителя школы обучаются на семинарах. Это позволяет им помогать своим воспитанникам осуществлять нелегкий процесс постижения себя как человека в многообразных связях с обществом и управлять своими действиями в учебе, в общении с товарищами, взрослыми и окружающим миром.

В 2023-2024 учебном году в «Новой гуманитарной школе» функционируют:

  • методическое объединение учителей русского языка;
  • методическое объединение учителей английского языка;
  • методическое объединение учителей математики и физики;
  • методическое объединение учителей естествознания;
  • методическое объединение учителей истории, обществознания, права;
  • методическое объединение учителей литературы;
  • методическое объединение по проектной деятельности;
  • методическое объединение классных руководителей и воспитателей.

В НГШ также функционируют следующие групповые семинары:

  • семинар, на котором осуществляется анализ уроков;
  • семинар для педагогов, недавно начавших работу в НГШ («ликбез»);
  • творческая лаборатория педагогов школы;
  • научно-методический семинар;
  • кураторский семинар (еженедельный семинар классных руководителей и воспитателей);
  • семинар педагогов группы дополнительного образования «Умники и умницы»;
  • семинар по летней учебно-развивающей программе дополнительного образования.

В 2023-2024 учебном году состоялись две традиционные школьные научно-практические конференции для педагогов, на которых педагоги знакомились с инновациями России и мира в сфере обучения школьников, с нормативными документами, осваивали новые, полезные в работе инструменты, делились опытом, обобщали результаты своих методологических исследований, презентовали новые проекты.

Темы научно-практических конференций НГШ в 2019 – 2024 гг.

2023-2024 учебный год

март 2024 г.

«Внедрение новейших педагогических методов в работу учителя и классного руководителя. Взаимодействие образовательных структур школы»

ноябрь 2023 г.

«Педагогические наработки: приёмы и методы"

2022-2023 учебный год

март 2023 г.

«НГШ. Актуальные проблемы обучения»

ноябрь 2022 г.

«НГШ. Новаторство в процессе обучения и воспитания»

2021-2022 учебный год

март 2022 г.

«НГШ. Ценности и стратегии»

ноябрь 2021 г.

«НГШ: площадка развития, обучения, творчества»

2020-2021 учебный год

ноябрь 2020 г.

«Новая гуманитарная школа и открытое образование»

март 2021 г.

«Развитие soft, hard, self skills в НГШ»

2019-2020 учебный год

октябрь 2019 г.

«Аспект наставничества в работе школы»

март 2020 г.

«Инновационно-экспериментальная деятельность школы»

Основные направления методической деятельности

в 2023 году

1.Работа с кадрами

1.Повышение квалификации

Цель: совершенствование системы работы с педагогическими кадрами по самооценке деятельности и повышению профессиональной компетентности, совершенствование методических знаний и роста профессионального мастерства педагогов (НСУР).

1.1.Курсовая переподготовка

Содержание работы:

Сроки

Ответственные

1) составление плана прохождения курсов повышения квалификации

Сентябрь, май

ЗД по УВР

2)составление заявок на прохождение курсов

Сентябрь, май

ЗД по УВР

3)самообразование

в течение года

Учителя

4)организация системы взаимопосещения уроков

в течение года

Руководители МО

5)участие в работе муниципальных МО, семинаров

в течение года

Учителя, ЗД по УВР

2.Аттестация педагогических работников

Цель: определение соответствия уровня профессиональной компетентности и создание условий для повышения квалификационной категории педагогических работников.

1.Консультация для аттестующихся педагогов «Нормативно-правовая база и методические рекомендации по вопросу аттестации».

сентябрь

ЗД по УВР

2.Индивидуальные консультации по заполнению заявлений и написанию самоанализа.

сентябрь

ЗД по УВР

3.Консультация для аттестующихся педагогов «Подготовка материалов собственной педагогической деятельности к аттестации».

сентябрь

ЗД по УВР

4.Изучение деятельности педагогов, оформление необходимых документов для прохождения аттестации

Ноябрь-декабрь

ЗД по УВР

5.Проведение открытых мероприятий для педагогов, представление собственного опыта работы аттестующимися.

Ноябрь, декабрь

аттестующиеся педагоги

6.Посещение уроков аттестующихся педагогов.

октябрь- декабрь

ЗД по УВР

3.Обобщение и распространение опыта работы

Цель: обобщение и распространение результатов творческой деятельности учителей.

1.Описание передового опыта.

в течение года

учителя-предметники

2.Оформление методической копилки.

в течение года

учителя-предметники

3.Представление опыта на заседании МО, семинарах, конференциях, сайтах педагогических сообществ, экспертной комиссии.

в течение года

Руководители МО,

учителя-предметники

4.Методическое сопровождение профессиональной деятельности молодых педагогов

1.Консультировать молодых специалистов, вновь принятых учителей, осуществлять методическое сопровождение данных категорий работников.

По мере прибытия

Администрация, руководители МО

2.Организовать наставничество молодых специалистов.

в течение года

ЗД по УВР

3.Организовать посещение уроков молодых специалистов и вновь прибывших учителей с последующим анализом и обсуждением.

в течение года

ЗД по УВР

4.Организовать посещение молодыми специалистами и вновь прибывшими учителями уроков коллег.

в течение года

ЗД по УВР

5. План работы Школы молодого специалиста

1.Портфолио в профессиональной деятельности учителя:

сентябрь

ЗД по УВР

  1. Развитие интереса к учению и потребности в знаниях.
  2. Организация конкурсной и олимпиадной деятельности учащихся.

октябрь

ЗД по УВР

1.Информационные технологии в образовательном процессе.

2.Тренинг «Трудная ситуация на уроке и ваш выход из неё».

январь

ЗД по УВР

1.Инновационная деятельность учителя.

март

Директор

1.Открытые уроки молодых специалистов.

2. Круглый стол «Оценка успешной деятельности молодых специалистов».

апрель

ЗД по УВР

6.План работы с одарёнными детьми

Цель: создание единого методологического подхода к организации работы с одарёнными детьми через взаимодействие управления школы и учреждений дополнительного образования.

1.Актуализация школьного банка данных об одарённых детях.

в течение года

ЗД по УВР

2.Контроль за ведением портфолио одарённых детей.

в течение года

ЗД по УВР

3.Организация и проведение школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по предметам.

Сентябрь-октябрь

ЗД по УВР, руководители МО, учителя-предметники

4.Участие в муниципальном туре Всероссийской олимпиады школьников по предметам.

Октябрь-ноябрь

ЗД по УВР

5.Участие в районных, региональных, всероссийских заочных конкурсах, дистанционных олимпиадах.

в течение года

ЗД по УВР

6. Участие в творческих конкурсах.

в течение года

ЗД по УВР

7.Участие в спортивных соревнованиях.

в течение года

ЗД по УВР

8.Проведение обучающих семинаров, экскурсий.

в течение года

ЗД по УВР

7.Методические советы

Цель: реализация задач методической работы по ФГОС 3.0 и ФОП на текущий учебный год.

Заседание№1:

1)утверждение плана работы на учебный год;

2)утверждение рабочих программ, программ элективных курсов, кружков;

3)план проведения диагностик МЦКО.

сентябрь

ЗД по УВР

Заседание №2

1. Итоги мониторинга учебного процесса за 1-ю четверть.

2. Работа по развитию детской одарённости; отчёт руководителей ШМО о проведении Всероссийской олимпиады школьников.

3. Работа по подготовке к ГИА.

4. Классно-обобщающий контроль в 5, 10-х классах.

ноябрь

Зам. директора по УВР, руководители МО

Заседание №3

1.Анализ использования учителями школы ЭОР и ЦОР в УВП.

2.Анализ внеурочной деятельности.

3.Разное.

Февраль

Зам. директора по ВР, руководители МО

Заседание №4

1.Анализ деятельности ОО по совершенствованию содержания и оценки качества образования естественно-математического цикла.

2.Качество подготовки к ГИА с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.

3.Подведение итогов методической работы, выявление проблемных вопросов.

4.Рабочие вопросы.

март

Зам. директора по УВР, руководители МО

Заседание №5

1.Анализ учебно-методической работы школы за прошедший учебный год. Выполнение учебных программ.

2.Подготовка к итоговому педсовету.

3. О подготовке и проведении итогового контроля по итогам года обучающихся 1-8, 10 классов.

4.Итоги работы школы по реализации ФГОС 3.0 и ФОП.

май

Зам. директора по УВР, руководители МО